Блог перенесен по адресу http://rostkomi.blogspot.com/
(Республика Коми- информационная лента Р.О.С.Т.а)

вторник, 5 февраля 2008 г.

Шахматная доска в российском лесу

Протекционистская политика, направленная на развитие глубокой переработки древесины на территории России с перспективой полного замещения экспорта круглого леса до 2015 года, меняет вектор развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Северо-Запада. Однако вместе с этим вносятся коррективы и в логистические цепочки грузоперевозок

С одной стороны, железнодорожники готовятся к убыткам от сокращения экспорта круглого леса, а с другой - отечественные предприниматели могут оказаться не готовы вкладывать дополнительные инвестиции в обеспечение перевозок экспортных полуфабрикатов из леса по стальным магистралям. А ведь этот момент не за горами: в 2011 году экспортные пошлины на круглый лес планируется довести до запретительного уровня.
Чем заместят железнодорожники Северо-Запада потерю существующего сегодня достаточно крупного экспортного грузопотока? Как это отразится на ценах на перевозки лесоматериалов? На этот вопрос эксперты отвечают по-разному. В Федеральном агентстве лесного хозяйства (ФАЛХ) не видят особой проблемы, полагая, что в результате развития лесопереработки на Северо-Западе РФ появятся новые маршруты, которые скомпенсируют прежние потери железнодорожников.
Экспедиторы замечают, дескать, чтобы реализовать эти планы, понадобятся дополнительные инвестиции в железнодорожную структуру. Для определения их масштаба, надо знать планы развития лесозаготовок, создания новых производств и модернизации мощностей старых. А этого пока нет:
Скажем, в Республике Коми компания `Монди Сыктывкарский ЛПК` объявила о готовности инвестировать 35 млн евро (из которых 25 млн евро - кредит ЕБРР) в строительство дороги к лесным массивам протяженностью в 200 км. Но такие вложения требуют оценки эффективности создания лесоперерабатывающих предприятий и инвестиций в узкоспециализированный подвижной состав, строительство современных погрузочных терминалов для его обработки. А они натыкаются в проблему: нет бизнес-плана, построенного на расчетах сбыта готовой продукции. Заводы могут выпускать, например, биотопливо, стройматериалы.
Однако инвестиции окупаются при определенном уровне продаж лесопродукции. Причем в таких объемах, которые не гарантирует нынешний уровень ее потребления на внутреннем рынке. Не исключено, что к моменту завершения проекта деревоперерабатывающие компании, которые не участвуют в нем, резко увеличат выпуск аналогичной продукции. А на западных рынках ее не ждут. Потому что там есть свои лесопереработчики.
В холдинге `Илим Палп Энтерпрайз` утверждают, что намерены поставлять на экспорт в страны Средиземноморья, Англию, Германию доски евростандарта. Однако спрос на них ограничен. И уже появились планы переориентировать часть товарных потоков на внутренний рынок. Аналогичные решения могут быть приняты по производству фанеры и древесных плит. Однако это определят после исследований емкости и потенциала региональных рынков стройматериалов в 2008-2009 гг.
На федеральном уровне ожидать стимулирование развития рынка потребления отечественной лесопродукции рискованно. Перспективы господдержки деревянного домостроения в РФ туманны. Объемы потребления на внутреннем рынке лесоматериалов - тоже, потому что темпы роста цен на брус, доски, мебель превышают всякие разумные пределы.
В связи с этим ожидается, что рост экспортных пошлин на `кругляк` на международном уровне может превратиться для РФ в предмет торга по поводу иных задач. В зависимости от достигнутых стратегических договоренностей, появятся лазейки для сохранения существующих логистических цепочек вывоза сырья. Только оно будет следовать на Запад под видом полуфабрикатов. В каком виде - это и предстоит обсудить в 2008-2009 гг.
Такое решение выгодно железнодорожникам, но ставит под вопрос ряд инвестиционных проектов лесопереработчиков, в том числе на Северо-Западе РФ. Не этим ли объясняется неторопливость инвесторов в региональном ЛПК в 2007 году? Соответственно, не спешат и с реструктуризацией системы грузовых терминалов крупные железнодорожные операторы на лесном рынке.
Заметим: `кругляк` перевозят навалом, а лесоматериалы - в пакетированном виде. Например, в ООО `ТрансЛес`, располагающем 7,7 тыс. собственных вагонов, пока ограничиваются вариантом с минимальными затратами, потому что считают закупку оборудования для перевалки пакетированных грузов слишком рискованный.

Доли по погрузке леса на железных дорогах в общем объеме его перевозок

Северная железная дорога - 16,4%
Октябрьская железная дорога - 13,1%
Остальные филиалы ОАО `РЖД` - 70,5%
Источник: ЦФТО ОАО `РЖД`

Мнения специалистов

Валерий Рощупкин, руководитель ФАЛХ:
- По данным Федерального агентства лесного хозяйства, объем инвестиций в ЛПК за 2007 год увеличился на 25%. Как полагают, в 2015 году экспорт круглого леса из России должен полностью прекратиться, а его место займут продукты глубокой переработки. Для этого потребуются инвестиции в $48 млрд. В результате ожидаются глубокие перемены не только в производстве, но и в структуре перевозок древесины и продукции из нее.

Денис Мантуров, замминистра промышленности и энергетики РФ:
- Решение об ограничении экспорта необработанной древесины пересмотру не подлежит... В 2007 году объем производства в лесопромышленной отрасли вырос на 5%. По сравнению с 2006-м, когда рост составил всего 2%, это положительная тенденция. Но какой бы ни была динамика, решения по ограничению экспорта пересмотру не подлежат. Соответственно к 2009 году, когда экспорт круглого леса перестанет быть экономически целесообразным, необходимо создать должные условия для переработки имеющихся ресурсов в РФ.

Игорь Рывкин,
консультант Северо-Западной лесопромышленной конфедерации:
- Полного замещения экспорта круглого леса в результате политики поддержки лесопереработки в Российской Федерации не произойдет. Однако если по объемам требуемых инвестиций программа реформирования российского лесопромышленного комплекса выглядит фантастической, то, по адекватной оценке существующих в России лесных запасов, - фантастика вполне может стать реальностью.

Евгений Ильичев,
руководитель департамента перевозки лесных грузов ЗАО `Евросиб СПб - Транспортные системы`:
- Железнодорожники предлагают сократить себестоимость перевозок лесопродукции за счет создания системы укрупненных грузов терминалов и организации перевозок лесных грузов между ними по полносоставным маршрутам. Однако следует иметь в виду, что пока сети терминалов, например для пиломатериалов, практически нет. И для грузовладельцев инвестиции в их создание выглядят рискованными.

Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург)

Комментариев нет: