Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин активно выступает за переход на инновационные рельсы |
Сырьевая модель экономики, которая продолжает развиваться в России, оказывает глубокое угнетающее действие на высокотехнологичные сектора экономики, в том числе и на ОАО «РЖД». Так, за последние четыре года ценовое давление на компанию выросло в 1,8 раза в связи с тем, что за это время цены в промышленности выросли вдвое. Но железнодорожные тарифы проиндексированы всего в 1,47 раза. Это привело к тому, что недофинансирование инфраструктурной компании составило 390 млрд руб. «Всё это ставит компанию в неравные условия, и они не ведут к развитию конкуренции», – отметил на слушаниях в Общественной палате, посвящённых обсуждению «Стратегии», президент компании Владимир Якунин.
Поэтому сырьевая модель, предполагающая преимущественное стимулирование крупных, экспортно ориентированных компаний, в том числе государственных, должна уступить место новой модели, которая стимулирует развитие широкого бизнеса.
Главными составляющими новой экономики станут конкурентоспособность, инновации и массовое предпринимательство. Ведь сырьевая экономика, по сути, делится на два сектора: сырьевой, высокодоходный и перерабатывающий, который обслуживает интересы первого сектора и не способен на быстрое развитие. Сырьевая экономика была эффективна, но только на определённом этапе.
Правда, ведение инновационного бизнеса в современных условиях нельзя назвать лёгким и доступным для многих компаний. Как показало совместное исследование Высшей школы экономики и Всемирного банка, полноценному развитию в нашей стране препятствует прежде всего высокий уровень налоговой нагрузки. В числе острых проблем также дефицит трудовых ресурсов, недостаток доступного инвестиционного капитала, коррупция, неразвитость инфраструктуры.
«Поэтому особый оптимизм у нас вызывает тот факт, что инициативы президента России касательно снижения до минимального уровня НДС в кратчайшие сроки, которые были им высказаны на заседании Госсовета, были не только поддержаны, но и развиты. В своем недавнем выступлении на экономическом форуме в Красноярске первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил в дальнейшем заменить его на налог с продаж. Это радикальное и своевременное предложение, однако оно, на наш взгляд, не создаст угроз для наполняемости бюджета, зато значительно облегчит условия для ведения бизнеса», – считает глава «Деловой России» Борис Титов.
Инновационную модель развития экономики поддерживает и железнодорожная госмонополия. По словам Владимира Якунина, доля инновационно активных организаций в России составляет 10%. На Западе – не менее трети всех предприятий страны. «Необходимо идти по пути инновационного развития, вкладываться в исследования и разработки, – уверен президент ОАО «РЖД». – В РЖД эта работа ведётся, потому что без неё мы утратим свои преимущества».
Кстати, руководители всех общественных и экономических организаций страны сходятся во мнении, что если начнёт повышаться конкурентоспособность, развиваться рынок, заработает малый, средний бизнес, то экономика страны получит все возможности расти по 10 – 12% в год. Если же эти показатели будут достигнуты, то к 2020 году Россия может стать по уровню жизни одной из ведущих стран, по крайней мере, Европы.
Галина Бочарова
http://www.gudok.ru/index.php/56883© «Гудок», 21.02.2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий