Производство фанеры — один из самых динамичных секторов в российском лесопромышленном комплексе (ЛПК). Оно растет уже более десяти лет, увеличившись за эти годы почти в три раза и фактически перекрыв советские показатели (см. график 1). Отечественные комбинаты удерживают и контролируют внутренний рынок, экспортируют больше половины производимой фанеры, наращивая при этом производственные мощности. Пару лет назад, когда конъюнктура на мировых рынках продукции ЛПК была не так хороша, отечественная фанерная подотрасль и вовсе выглядела оазисом на фоне остальных производств по глубокой переработке леса. Казалось бы, бери успешный опыт и переноси на другие сегменты ЛПК. Однако загвоздка в том, что рецепт успеха фанерщиков не столько в стандартном внедрении западных технологий, менеджмента и прочих подобных процедур, сколько в удачном стечении обстоятельств.
Российские фанерщики смогли сначала без особых усилий занять нишу выбывающих игроков на мировом рынке, а затем переключились на внутренний, где на тот момент спрос на эту продукцию тоже начал увеличиваться. При этом наша страна оказалась наилучшим местом для такого рода бизнеса с точки зрения обеспечения сырьем (березовый кряж), а значит, и с точки зрения возможности производить в большом количестве качественную и дорогую фанеру массовых сортов.
Период везения не закончился до сих пор. Постепенно увеличивающиеся в стране тарифные ограничения на экспорт лесного сырья, в том числе березового кряжа, оставляют российским производителям фанеры шанс для дальнейшего наращивания конкурентного задела перед иностранцами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий