Р.Н. Куликов: Без дорог не будет будущего
На страницах газеты с директором крупнейшего лесозаготовительного предприятия района ООО "Сысолалес" Р.Н. Куликовым мы встречались уже не раз. Вот и сегодня Родомир Николаевич любезно согласился ответить на некоторые вопросы нашего корреспондента:
- Год 2007-й ушёл в историю. С какими же производственными показателями ваше предприятие встретило Новый 2008-й год?
- Отработали мы ниже показателя, который планировали на год. При плане 200 тысяч по заготовке, вывозке и раскряжёвке выполнение составило (учитывая мощности, что мы имеем) 160 тысяч кбм, 146 тысяч и 147 тысяч кбм соответственно. Такая разница в объёмных показателях по заготовке и разделке связана именно с тем обстоятельством, что летом мы получили процессор. Он должен был заменить работу Щугромского нижнего склада. Но в отсутствии "Форвардера" лес, а это больше 10 тысяч кубометров, после него отсортирован не был, лежал в штабелях. А так как у нас нет такого показателя, как "несортированный лес", он "завис", продолжая числиться в хлыстах. И в отчёт, таким образом, не вошёл.
- Не повлияла ли такая ситуация с выполнением производственного плана на психологическое состояние коллектива?
- Могу ответить однозначно, что настрой на работу есть. Оптимизм в этом плане добавляет поступление новой техники: мы сейчас находимся в ожидании ещё одного комплекса "Valmet" (надо будет подумать, куда его поставить), в январе получили хороший погрузчик "Senebogen", который будет работать на Щугромском нижнем складе, пока же он занят погрузкой скопившихся на верхнем складе сортиментов. Также на днях должен подойти третий "Форвардер", который будет работать с процессором тоже в щугромском направлении.
- Как мне помнится, там же трудились, оказывая помощь в заготовке, и привлечённые бригады от наших соседей-архангелогородцев?
- В этом году мы привлекли субподрядчиков в лице ООО "Вилядьлес", поскольку идёт недоосвоение лесосырьевой базы Щугромского лесопункта. Работники этого лесозаготовительного предприятия сейчас валят лес на небольшой оставшейся с прошлого года делянке.
Почему обратились именно к ним? По самой простой причине: наши соседи из Широких Прилук вели свою заготовку в соседних кварталах и оперативно могли перебросить технику на место новой дислокации. Вот сегодня мы направляем бульдозер, чтобы пробить туда дорогу с нашей стороны: до того сваленный ими лес шёл через Широкие Прилуки.
- Хотелось бы всё же затронуть тему влияния человеческого фактора на успехи в деятельности предприятия. В частности, как вы считаете, правомерно ли говорить, что одной из причин неудачи в выполнении плановых заданий стали организационные недоработки?
- Можно, конечно, ссылаться на различные оправдательные причины: на погоду - что шли проливные дожди, на производственную дисциплину. Может, это и имело место. Но я всё же думаю, что на погоду сетовать надо как можно меньше. А вот что свою роль в этом сыграли организационные моменты - это объективно и верно.
А дело в том, что предприятие в течение двух лет из-за отсутствия карьера (уже год, как длится его оформление, и до сих пор вопрос находится в стадии решения) практически не вело строительство дорог. А вы понимаете, что нет песка, нет и дорог. Значит, нет и заготовки. Правда, на сегодня принято решение строить магистрали и ветки в лежнёвом исполнении, засыпать её местным грунтом. Но и здесь песок также будет нужен.
Таким образом, при отсутствии необходимых подъездных путей мы были вынуждены уйти на проходные рубки. А ведь известно, что даже при масштабности данного вида работ это всё же большие потери в объёмах. Фиксировалась также и низкая заработная плата у операторов (нет выработки - нет и зарплаты). Ну и, конечно, это всё связано с невыполнением плана: я считаю, здесь потеряли ещё в пределах 15 тысяч кубов.
А если бы мы стояли на летней лесосырьевой базе, то, обрубив её, уничтожив полностью дорогу, с большим трудом вошли бы в зиму. И в этом плане, думаю, мы поступили разумно. Да, при этом потеряли в объёмах, но весь заготовленный лес ушёл на СЛПК, потому что рубили рядом с асфальтом. К тому же наша малая толика проходных рубок, думаю, помогла избежать кризиса на головном предприятии холдинга, который мог быть в прошлый осенне-летний период.
- Насколько я могу судить, эта проблема -строительство дорог к местам заготовки - стоит перед абсолютным большинством предприятий лесной отрасли не только района, но и республики в целом. Ведь чтобы вести такое масштабное строительство, нужно иметь соответствующий парк техники. У вас, насколько я знаю, его нет. Поэтому вы вынуждены обращаться к подрядчикам?
- Ну, подрядчик и должен строить. В своё время нам говорили, что наша задача - это только рубить лес, складывать его у дороги и грузить на машины. А строительством дорог, в частности, должен заниматься специализированный отряд, те люди, которые умеют это делать. И что наша задача - это оформление соответствующих документов и приёмка совместно с СЛПК проделанной работы.
- Но так ли легко найти в районе этих самых подрядчиков?
- Надо признать, что довольно-таки сложно, потому что дорожники у нас в основном "сидят на асфальте" и идут к нам, чтобы, только как-то пережить зиму, а с наступлением весны опять переходят на федеральные деньги. Там, не секрет, вращаются весьма большие суммы. Тогда как цена за строительство летней грунтовой дороги не такая высокая. И здесь объективно срабатывает экономический интерес.
- Мы немного отвлеклись от нити нашего разговора, которая была связана с причинами недовыполнения плана на 2007 год. Мой следующий вопрос касается нехватки рабочих кадров: насколько остро стоит эта проблема на предприятии?
- Она есть, конечно. Мы полностью "потеряли" водителей на лесовозный парк Щугромского лесопункта. Но им сразу нашли замену. В принципе, в этом случае к такому повороту дела были готовы заранее, ещё только планируя поставить в этом лесопункте процессор, что автоматически привело бы к повышению процента использования метода сортиментной заготовки.
- Вообще-то, помнится, в своё время ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» объявило курс на увеличение доли использования такого метода на дочерних предприятиях холдинга, и речь, если не ошибаюсь, шла даже о 80% объёмов заготовок?
- Возможно. Но на сегодня лично я бы не хотел полностью уходить на сортиментную заготовку, поскольку это чрезмерно последствиями: задействовав только верхний склад и везя оттуда сортименты, мы рискуем получить острую проблему нехватки транспорта. Если не будет хороших и капитальных дорог, сохранится и сезонность. К тому же если лесовозы при бездорожье ещё могут что-либо вывезти, то сортиментовозы, как показал опыт прошлого лета, не всегда могут справиться с поставленной задачей.
Так что пока от традиционного метода хлыстовой заготовки мы отказываться не будем, но 60, максимум 70%, сортиментная всё же составит. По крайней мере к этим показателям мы будем стремиться. Ну, а в отдалённой перспективе, конечно, предусматривается перейти на сортименты 100-процентно. Но это можно ожидать только тогда, когда появятся высокопроизводительные валочные и трелёвочные машины.
Вот вы спросили о человеческом факторе. Да, сегодня происходит отток кадров с предприятия: уходят с производства люди пенсионного возраста и те, кто не справляется с трудовой дисциплиной (это ни для кого не секрет, что, получив зарплату, некоторые сограждане начинают праздновать это событие либо продолжают это делать и после официальных праздников по календарю). И сами понимаете, что надо готовить им замену. Вот в прошлом году и обучили четверых на "Харвестеры" и "Форвардеры", учим на трактористов молодёжь в пределах 10 человек в ПУ-15 г. Сыктывкара. Будем и дальше помогать молодым людям получать профессии как трактористов, так и водителей категорий "С" и "D", чтобы постепенно шла замена вновь выбывших рабочих. Тем более что молодёжь с охотой идёт на предприятие: им интересно работать на высокопроизводительных машинах.
И мы сейчас "вслепую" не принимаем абы кого попало: вначале желающий пишет резюме, затем смотрим, оцениваем, принимаем на испытательный срок. И если он справляется, только тогда принимаем решение о передаче ему высокопроизводительной машины."
- Значит, как я понял, нижние склады не закроются?
- Щугромский и сегодня работает, там уже создана небольшая, но более или менее мощная перевалочная база. Туда уже складировали более 9 тысяч кубометров леса и будем дальше до апреля месяца создавать здесь запас на межсезонье.
Потом, нам на услуги передана машина "PONSSE": это в связи с тем, что идёт большое отставание от процессора. И мы решили этот несортированный лес складировать тоже на этом нижнем складе. В этом плане были дополнительно приняты сюда люди, которые и заняты сортировкой сырья с целью выпуска товарной древесины. Так что нижние склады ещё поработают.
- Это радует, ведь закрытие их могло повлечь и сокращения в штате, что, думаю, нежелательное явление?
- Согласен. Но ведь у нас большие объёмы по выполнению лесохозяйственных работ. Это и восстановительные работы, и посадки, и рубки ухода в молодняках, которым надо уделить самое пристальное внимание. Ведь если не ухаживать за лесом в этом возрасте, нельзя ожидать высокопродуктивной поросли в зрелом. На это всё тоже нужны руки, в том числе и высвободившиеся с других структурных подразделений предприятия.
Ну, и если вас интересуют цифры, то могу привести: подготовлена почва под лесные культуры на площади 40,3 га, посажено лесных культур на 11,3 га, проведены содействие естественному возобновлению - на 191,4 га, рубки ухода -14,1 га, разрубка и расчистка квартальных просек - 78,48 км, обновление старых и устройство новых минерализованных противопожарных полос -43,37 км, ремонт и строительство мест отдыха - 3 шт., изготовление и установка квартальных столбов -16 шт. На этот год тоже есть соответствующие планы, так что нижний склад, закончив те запасы, что накопятся, будет переведён на лесохозяйственные работы.
- Наверное, определённые надежды в плане лесовосстановления вы связываете с ООО "Новый лес". Кстати, как идут работы на этих объектах?
- На этом питомнике с закрытой корневой системой сделаны работы в объёме 70-80% от запланированного. Всё оборудование, которое требуется для выращивания сеянцев, уже закуплено и находится на складе "Монди Сыктывкарский ЛПК". Со сходом снега будем вести его монтаж - установим теплицы и оборудования. Будем параллельно вести обучение людей. Будет осуществлена посадка первой партии семян, планируется и завершение работ по обустройству территории - установка забора и продолжение строительства дорог.
Есть уверенность, что в этот год питомник уже будет функционировать. А вот какое количество ели и сосны, в каком соотношении будем растить, пока сказать не могу. Скорее всего, будет преобладать сосна, которую можно высаживать в однолетнем возрасте, тогда как ель - в 2-3-летнем. В первую очередь эти сеянцы будут востребованы на дочерних предприятиях холдинга, а в дальнейшем с расширением производства могут поступить и в свободную продажу всем лесозаготовителям.
- Поговорим о перспективном планировании.
- План на текущий год - 200 тысяч кбм, затем - по нарастающей, и в 2010 году мы должны достигнуть рубежа 300 тысяч кубометров. К тому времени должна быть внедрена высокопроизводительная техника, потому что на существующей такие объёмы не дать, да и заводы, выпускавшие эти трактора, приказали долго жить. Так что вся надежда на высокопроизводительную сортиментную и традиционной технологии технику.
Но опять же повторюсь, для успешной их эксплуатации нужно строить дороги. Будут дороги - будут расти объёмы, не будут - так и зависнем на этих 160 тысячах. Даже если и будет самая современная техника. Причём строить надо не менее 10 километров в год в любом исполнении, хоть грунтовых магистральных, хоть лежневых. Одновременно надо прорубать и усы, потому что за 2-3 года магистрали обрубаются, и дороги получаются "в никуда".
Как положительный пример приведу Финляндию, где мне удалось побывать: там даже до зимних делянок у них проложен асфальт.
- 200-300 тысяч для района хороший показатель, но ведь расчётная лесосека по лесхозу определяется в несколько раз большая?
- Расчётная лесосека (имеется в виду всё, что находится в аренде у "Монди Сыктывкарский ЛПК" - авт.) пока не дорубается. Но у нас есть резерв - привлечь субподрядчиков, и второе - самим работать интенсивнее. И единственное неудобство в этом случае - это удлинение плеча вывозки, поскольку разбросанность лесных участков, которые по новому Лесному кодексу мы должны непременно вырубать, очень большая, да и Исанево с его делянками расположен неблизко. Делать мы это должны ежегодно, так что маневренность в этом году должна быть очень высокой.
- Выходит, что лесозаготовителям приходится уходить в лес всё дальше и дальше?
- Да. Так, бортомская база разрознена уже почти что полностью. Там мы вынуждены строить ветку в лежневом исполнении. Там у нас работает подрядчик. Он должен построить 2,3 километра, чтобы Бортомский лесопункт смог продержаться ещё 3-4 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий