Еще в декабре прошлого года Минпромэнерго Республики Коми на расширенном заседании с участием представителей лесного сообщества предприняло попытку разобраться в причинах, вызвавших дефицит древесины на складах основных лесоперерабатывающих предприятий. Об этом писала газета «Лесные ведомости». Тогда проблема заключалась в низкой цене на лес. Основной потребитель лесного сырья - ОАО «МБП СЛПК» - поднял цены на древесину. Страсти улеглись. Но уже в конце августа этого года ценовая политика «гиганта на Вычегде» вновь стала притчей во языцех. Для того, чтобы лесозаготовительная подотрасль окончательно не свернулась, по инициативе Союза лесопромышленников Республики Коми состоялась встреча представителей лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей. Заинтересованные стороны собрались, чтобы обсудить круг наболевших проблем, отрешения которых зависит, как пройдет осенне-зимний сезон лесозаготовок, насколько будут обеспечены сырьем наши лесоперерабатывающие производства. В разговоре приняли участие представители свыше 30 крупных и средних лесных предприятий республики, а также представители ряда ведомств, которые непосредственно взаимодействуют с предприятиями лесного сектора -Дорожного агентства РК, руководства Сосногорского отделения СЖД, Комитета лесов РК, Минпромэнерго республики и главы администраций муниципалитетов.
Лесозаготовка на мели . По словам генерального директора Союза лесопромышленников Республики Коми Владимира Бондаренко, в целом по республике наметилась тенденция спада вывозки древесины. В июне этот показатель равнялся 95,3%, в июле - 85,6% к соответствующим месяцам 2006 года. Накопленный с начала года прирост объема вывозки скоро будет практически исчерпан - за 8 месяцев удалось накопить лишь 100 тысяч кубометров древесины.
По мнению В. Бондаренко, сохраняется отрицательная рентабельность лесозаготовок при относительно высоком приросте средних цен реализации лесопродукции. За первое полугодие рост цен составил 20,4%, а повышение рентабельности лесозаготовительных предприятий остается в пределах отрицательных значений - с минус 17,9% до минус 6,6% по сравнению с первым полугодием 2006 года.
Серьезная ситуация складывается на рынке обеспечения древесиной наших переработчиков. На всем Северо-Западе России обострилась конкуренция на рынке лесного сырья. Увеличивается отток древесины за пределы республики. К примеру, за весь 2006 год было вывезено 540 тысяч кубометров, а за 7 месяцев этого года - уже 370 тысяч кубометров. Лес вывозится на ЦБК Архангельской области, которые дают хорошую цену за наш лес и оплачивают транспортные расходы на расстоянии 500 километров по автодороге. Но перевозчики, транспортирующие лес на МБП СЛПК и на ЦБК соседних регионов, оказываются в неравных условиях, так как на объездной дороге близ Сыктывкара работает дорожный контроль, а в районе Куратово - Широкий Прилук его как не было, так и нет. Неравные условия стали особо ощутимыми в связи с выходом в свет изменений в Кодексе об административных правонарушениях. В частности, ужесточились штрафные санкции для перевозчиков тяжеловесных грузов - за 15-процентное отклонение от нормы по массе автопоезда или по нагрузке на ось водителю грозит штраф в полторы-две тысячи рублей, на юридическое лицо, то есть на того, кому принадлежит автомобиль, накладывается штраф от 250 до 400 тысяч рублей! Понятно, что такие суммы штрафов для убыточных лесозаготовительных предприятий смерти подобны. Что уж тут удивляться тому, что в сутки из республики уходит до тысячи кубометров леса, в котором так нуждаются наши предприятия. Ведь гораздо выгоднее везти лес в Архангельскую Область, где по дороге нет пунктов дорожного контроля. Отток древесины за пределы республики ударит по нашим бумажникам и лесопильщикам, которые из-за сокращения запасов сырья на производственных площадках встанут перед угрозой сокращения производства в период до установления стабильных морозов. Помимо всего прочего, на российском лесном рынке наблюдается ценовое противостояние, которое заключается в желании лесозаготовителей продать сырье подороже, а переработчиков - минимизировать затраты на покупку древесины. С одной стороны это нормальное явление в условиях рынка. Но экономические перекосы в ценообразовании на лес на территории нашей республики привели к тому, что большинство лесозаготовительных предприятий стали убыточными. Особенно резкий спад рентабельности предприятий лесозаготовительной подотрасли нашего региона пошел в 2005 году, продолжается он и сегодня. И даже повышение цены на сырье МБП СЛПК в первом полугодии этого года не помогло лесозаготовителям встать на ноги. В качестве выхода из кризиса часть лесозаготовителей приняла решение везти лес соседям, другая часть решила уйти в свободное плавание, наладив собственную лесопереработку, в том числе лесопиление тонкомера.
Союз лесопромышленников РК обратился к представителям руководства ОАО «МБП СЛПК» как самого крупного потребителя древесины ввести сезонное регулирование закупочных цен на балансовую древесину, чтобы стимулировать рост лесозаготовки летом-осенью. Это дало бы возможность лесорубам прогнозировать цены и создавать межсезонные запасы. Ведь зимой и себестоимость лесозаготовки ниже, а значит, и цена на лес может быть снижена. Летом и осенью у лесозаготовителей максимальные издержки производства, которые можно было отчасти компенсировать увеличением закупочной цены. Глава администрации Усть-Куломского района Сергей Каплин пояснил, что при существующих объемах лесозаготовки и сплава по району, уже в скором времени будем собирать дрова. Дошло до парадокса - в лесном районе вот-вот грянет дефицит дров, так как лесозаготовительным предприятиям - «дочкам» МБП СЛПК- запретили отпуск дров, чтобы весь лес шел в котел.
Свое мнение на круг обсуждаемых проблем высказал заместитель генерального директора ЗАО «Леском» Александр Гудырев. Он заметил, что в сложившейся ситуации жаловаться, в принципе, бесполезно, и, понимая все трудности, на предприятии приняли решение работать самостоятельно. В этом году докупили лесозаготовительные комплексы. Сегодня в наличии уже 20 харвестеров и форвардеров. Заготавливаем 700 тысяч кубометров ежегодно, две с половиной тысячи ежесуточно. Со следующего года выходим на показатель в миллион кубометров, пояснил А. Гудырев. Тормозит развитие производства принятый Лесной кодекс, который не позволяет нам дополнительно оформить в аренду лес, поэтому приходится работать на подряде на тех участках, где лес не вырубается. Отсутствие собственной арендной базы не дает развернуть строительство дорог. В этом году все же построили 50 километров дорог круглогодичного действия. Но в планах, заверил А. Гудырев, стоит полное обеспечение предприятия лесовозными дорогами. Одним из видов транспортировки древесины на нашем предприятии является железная дорога, пояснил А.Гудырев. Грузим до 600 платформ, которые идут на Котласский ЦБК, часть в Правдинск, автотранспортом поставляем лес на Монди Бизнес Пейпа СЛПК. Но если цена на балансовое сырье не изменится, то придется в конечном итоге свернуть поставки на СЛПК и везти балансы в Архангельскую область, заверил А. Гудырев. А это солидная доля лесопоставок. Это оправданный шаг чисто с экономической точки зрения. Ведь в связи с усилением весового контроля на автодорогах, увеличиваются транспортные расходы лесозаготовителей, а закупочная цена на древесину при этом стоит на месте. Откуда же взяться рентабельности?!
По мнению министра промышленности и энергетики РК Николая Герасимова, причина сырьевого кризиса кроется в дискриминационной ценовой политике комбината в отношении цен на балансовую древесину. И сегодня за всю историю развития лесопромышленного комплекса мы наиболее близки к остановке работы СЛПК для накопления необходимых запасов, заметил министр. И в этой ситуации спасительным кругом для наших лесозаготовителей стали выгодные предложения из соседних регионов, которые дают им большие деньги, помогая удерживаться лесным предприятиям республики на плаву. В такой ситуации руководство головного предприятия группы Монди должно озаботиться принятием решения в сторону повышения закупочных цен на балансы. В противном случае завтра весь лес пойдет на Котлас, а наша переработка останется на голодном пайке.
По мнению руководителя ООО «СевЛесПил» Михаила Магия, к сожалению, лесное сообщество республики плохо представляет всю серьезность ситуации, рассчитывая, что как-нибудь переживет и этот кризис. На самом деле идет катастрофическое падение лесной отрасли республики, вызванное действиями руководства комбината в течение последних пяти лет. В итоге с семи миллионов кубометров лесозаготовок мы упали до пяти. А началось с того, что в августе 2002 года цены на кубометр балансов были снижены на 100 рублей. А это почти четыре доллара США. Если умножить на три миллиона кубометров лесопотребления комбината, то экономия составит 12 миллионов долларов ежегодно. Это те деньги, которые не дополучили лесной комплекс республики в виде различных платежей, зарплаты, а муниципалитеты в виде налогов, считает М. Магий. При этом растет себестоимость лесозаготовки, растут цены на ГСМ, а цены на балансы не только не увеличиваются, а играют, что называется «в минус». Сегодня не нужно вводить механизм сезонных цен, считает М. Магий, а необходимо устанавливать регулируемые цены, которые бы были не ниже себестоимости заготовки. В противном случае ни комбинату, ни лесопильщикам не хватит леса, чтобы доработать до зимы. Кроме того, губительным для лесозаготовителей является сезонное ограничение грузоподъемности тяжеловесных машин, считает М. Магий. Это дополнительное бремя расходов для и так нерентабельных лесозаготовительных предприятий, а также для перевозчиков. Причем ни в одном регионе России такого постановления регионального правительства попросту не существует. К примеру, в Швеции и Финляндии установлены нормы длины автопоезда 25,2 метра, нагрузки на ось 12,5 тонн, хотя во всей Европе эти показатели 24 метра и 10 тонн соответственно. На мой вопрос, почему именно такие параметры были утверждены, скандинавы заявили, что так удобно лесникам, заметил М. Магий. Финны и шведы понимают, что бюджет их стран на 40-50 процентов прирастает доходами от лесного бизнеса. У нас же отношение к лесной отрасли, которая мог бы стать становым хребтом экономики республики, строится на других подходах. Вместо того, чтобы строить дороги, лесной бизнес подрубается на корню.
По словам заместителя начальника УФСИН по РК Александра Танасова, в свое время управление приняло убыточные предприятия системы М-222 с долгами в полтора миллиарда. Сегодня за семь месяцев этого года заготовили 240 тысяч кубометров древесины, на 200 миллионов рублей выпустили товарной продукции. Все семь предприятий являются прибыльными - 25 миллионов прибыли от реализации продукции. Убытки приносит только содержание ЖКХ в поселках. В ситуации переизбытка балансового сырья мы перешли на переработку древесины от 8-14 сантиметров в диаметре, пояснил А.Танасов. Для этого закуплено 10 лесопильных линий. В ход идет осина, береза. За эту лесопродукцию предлагают достойную цену. Именно благодаря переработке и поставкам балансового сырья в Архангельскую область удается работать рентабельно.
В своем выступлении на совещании руководитель департамента лесопромышленного комплекса Минпромэнерго РК Валентин Бровкин пояснил, что, если МБП СЛПК остановится, мало никому не покажется. Поэтому начинать распутывать клубок проблем необходимо с мер стабилизационного характера по повышению производительности труда дочерних лесозаготовительных предприятий МБП СЛПК, которые работают все хуже и хуже. Кроме того, если раньше предприятия не знали, куда девать излишки балансов, то сегодня многие лесозаготовители действительно всерьез берутся за лесопиление тонкомерных балансов, дабы решить проблему реализации мелкотоварного сырья. В Сыктывкаре строятся заводы по выпуску ДСП и плит OSB, которые будут работать на балансах. Есть сегодня серьезная заявка на поставку балансовой древесины для нужд ... Олимпиады - 2014 года, заметил В. Бровкин. Кировчане отказались поставлять лес в Сочи, так как в настоящее время строят лесоперерабатывающий комбинат. Тогда пришла заявка в нашу республику с предложениями о поставке от полмиллиона до миллиона кубометров балансового сырья за любые деньги. Эта древесина пойдет на изготовление экологически безопасного топлива - прессованных дров, древесных гранул. Это серьезная альтернатива применению балансов.
Безусловно, участников заседания интересовала позиция представителей руководства ОАО МБП СЛПК. Заместитель генерального директора по лесообеспечению комбината Анатолий Артеев пояснил, что на предприятии действительно сложная ситуация с сырьем, возникновение которой прогнозировалось еще в апреле этого года. В 2004-2005 годы комбинат накапливал до миллиона кубометров леса для работы в распутицу, сегодня эти объемы достигли уровня в 870 тысяч кубометров. Сегодня руководство комбината предпринимает меры по улучшению ситуации. Мы увеличили компенсируемое расстояние вывозки до 450 километров, поднимаем цену на деловую древесину, идут переговоры с руководством головного предприятия о подъеме цен на балансовую древесину. Также комбинат будет инвестировать в собственную лесозаготовку, строительство лесовозных дорог, пояснил А. Артеев. На мой взгляд, появление на рынке республики предприятий из соседних регионов, желающих покупать нашу древесину, говорит о развитии конкуренции. А это неплохо, заметил А. Артеев. Что касается введения механизма государственного регулирования цен на сырье, то это не решит проблемы. Ведь рынок в конечном счете все расставит на свои места. Фактически руководство МБП СЛПК оказалось перед выбором -либо существенно поднимать цены, либо стоять. Повышение на 10 процентов цен на сырье в 2006 году не дало эффекта, так как к тому моменту себестоимость лесозаготовок выросла на 40 процентов. По словам А. Артеева, следует признать вину комбината в том, что в республике разразился кризис в лесозаготовке. В течение пяти последних лет в ситуации переизбытка балансов держались низкие закупочные цены на них. Но при этом нельзя снимать ответственности за происходящее с исполнительной власти республики, считает А. Артеев. Ведь постановление Правительства РК о сезонном ограничении на перевозку тяжеловесных грузов и уменьшение предельных параметров автопоездов - максимальной массы и нагрузки на ось - повлекли за собой отток водителей. Сегодня только в «Эжватрансе» 150 шоферов с временными удостоверениями. Специалисты уходят в другие сферы экономики, в ту же газовую или строительную отрасли, устав от прессинга дорожников. Кроме того, ощущается острая нехватка грамотных операторов по работе на лесозаготовительных комплексах. Если не решать проблемы сегодня, то и в следующем году будет такая же ситуация, так как попросту не удастся вывезти все, что заготовлено, учитывая, что и с погодой может не повезти, как это было этой зимой.
Свой рецепт выхода из кризисной ситуации предложил президент ООО ИФГ «Новые финансовые инициативы» Анатолий Каракчиев. Суть его предложения заключается в ограничении рубки пиловочника на щепу, что у нас происходит сплошь и рядом. Хотя в былые времена это приравнивалось к действиям преступного характера. Согласно федерального законодательства реально ввести такие ограничения. И тогда целлюлозно-бумажные производства будут рубить и потреблять балансы, на которые поднимется цена, а лесопиление займется переработкой пиловочника.
В свою очередь Н.Герасимов пояснил, что жизнь республики, ее экономика неразрывно связана с деятельностью МБП СЛПК. Поэтому политика предприятия должна быть внятной и строиться на стремлении работать на перспективу, наращивать объемы производства. И в ближайшее время будет организована встреча с владельцами комбината, на которой будут озвучены вышеназванные проблемы. В частности, далее продолжать закрывать глаза на то, что пиловочник идет на производство целлюлозы Правительство республики не будет. Пересмотру должна подвергнуться закупочная политика комбината. Также будет поднят вопрос о возможном ослаблении ограничений для тяжеловесных лесовозов на зимнее время, заметил Н. Герасимов. Но сделать это в условиях ограниченного финансирования на строительство и содержание дорог достаточно сложно. Из федерального бюджета Дорожному агентству РК на 2008 год будет выделено 125 миллионов рублей плюс 300 миллионов дополнительно после визита в республику главного дорожника России О.Белозерова. Остальные расходы на приведение дорог республики в нормативное состояние лягут на плечи республиканской казны. При существующем состоянии дорог отмена весового контроля станет смертельным приговором для наших дорог.
- На мой взгляд, власть должна помогать лесному бизнесу, который играет немаловажную роль в экономике республики, - заметил Н. Герасимов. - И Правительство республики постарается максимально консолидировать усилия заинтересованных сторон в разрешении сложившейся ситуации.
Ветеран лесной отрасли, консультант ОАО «МБП СЛПК» Вячеслав Пручкин поддержал мнение министра и добавил, что государство сегодня попросту не заинтересовано в строительстве лесовозных дорог. По видимому государственные мужи не понимают выгоды от инвестиций в дорожное строительство. Ведь за одороженный лесной фонд началась бы драка. В 70-х годах прошлого века правительства Швеции и Финляндии взяли кредит на строительство магистральных дорог. За 10 лет удалось покрыть транспортной сетью эти страны. Расплачивались за кредит как из средств государственной казны, так и частных владельцев лесов. В итоге выиграли и те, и другие - доступность лесосечного фонда в Финляндии составляет 95 процентов. Западные банки готовы выдавать кредиты под государственные гарантии. Но пока инициативы по решению этой проблемы со стороны государства, региона не наблюдается.
Эх, дороги… Не решены проблемы и с железнодорожными перевозками. По-прежнему ощущается острая нехватка вагонов, что влияет на объем товарооборота, который уменьшается. Мешают стабильной работе простои на станциях Микунь, Човью, особенно в выходные дни. В результате простоев продукция скапливается, что негативно отражается на ее качестве.
По словам директора по лесообеспечению ЗАО «ЖФК» Михаила Антонова, Жешартский фанкомбинат не занимается закупом сырья балансовой группы, а закупает фанерный кряж, который неизменно появляется при лесозаготовке. С каждым годом комбинат наращивает закупки сырья из Республики Коми, но, к сожалению, увеличивать объемы удается исключительно за счет малых и средних лесозаготовительных предприятий. Поэтому сегодня комбинат готов к сотрудничеству с крупными фирмами, готов обсудить условия по самовывозу автотранспортом и железной дорогой на условиях, которые сложились сегодня на рынке фанерного сырья. Осложняют развитие бизнеса, по мнению М. Антонова, правила игры, выдвигаемые со стороны руководства ОАО «РЖД». Сегодня существует внутренне распоряжение о порядке действий по эксплуатации подвижного состава, занимающегося перевозками лесоматериалов, особенно это касается арендованного подвижного состава. Сегодня ЖФК арендует 300 единиц подвижного состава. Но неритмичная работа железнодорожников, особенно на участке Микунь - Жешарт, приводит к тому, что комбинат вынужден нести убытки. Судите сами, простои вагонов доходят до 3-4 суток. В итоге оборачиваемость вагонов у нас составляет вместо пяти рейсов два с половиной-три рейса. Этот показатель ниже, чем в 2006 году. А это все время, пояснил М.Антонов, которое работает не в интересах грузоотправителя. Из-за простоев возникают проблемы с отгрузкой. Причиной служат внутренние проблемы железнодорожников. И, прежде всего, это отсутствие тяги. По словам М.Антонова, при планировании количества вагонов к отправке приходится учитывать технические возможности станции. Кроме того, с 1 января 2008 года по новым правилам грузоотправитель должен иметь механические или электронные вагонные весы. Эта новая норма контроля за грузоподъемностью специализированных длиннобазных платформ так и не воплощена в конкретное руководство к действию со стороны руководства Северной железной дороги. Если до октября месяца не будет решения о том, что будет из себя представлять пост весового контроля грузоотправителя, то предприятиям ничего не останется как отказаться от арендованного подвижного состава. Понятно, что от этого не выиграют ни железнодорожники, ни лесной бизнес.
По словам начальника отдела грузовых перевозок Сосногорского отделения Северной железной дороги Артема Антоненко, в марте этого года было принято решение о взвешивании непакетированных лесоматериалов, перевозимых в полувагонах и универсальных платформах. Раньше взвешивали только насыпные грузы и металлолом. Но ситуация с лесоперевозками стала просто ужасающей. Только в этом году на станциях назначения, где есть вагонные весы, принадлежащие РЖД, было выявлено 14 вагонов с лесом с перегрузом сверх трафаретов. В среднем перегрузка на вагон составляет от 4 до 10 тонн. Поэтому мы вынуждены были пойти на крайние меры, заметил А.Антоненко. Что касается проблемы простоев, то действительно наблюдается рост простоев на подъездных путях под погрузкой-выгрузкой. Для грузоотправителя простои выливаются в штрафы, что повышает себестоимость продукции. И вина за простои лежит не только на железнодорожниках, но и на самих грузоотправителях. Мы постараемся совместными усилиями исправить ситуацию, заключил А. Антоненко, свести к минимуму груз взаимных нареканий. ПО словам Н.Герасимова, с одной стороны понятно, что перегрузы стали настоящей бедой железной дороги. Но необходимо найти оптимальную модель весового контроля, который не должен превращаться в оброк для представителей лесного бизнеса. На мой взгляд, железнодорожникам по силам оснастить узловые тупики базовыми весовыми пунктами контроля. Таких грузовых узлов не так уж много по республике, считает министр. Иначе самодеятельность в этом вопросе приведет к тому, что появится много ненужных пунктов весового контроля. Кроме того, никто не отменял оценочного взвешивания.
О лесных правилах. По словам руководителя Комитета лесов РК Василия Обухова, началась перерегистрация договоров аренды согласно положений Лесного кодекса РФ и нормативной базы к нему. На сегодня 15 арендаторов прошли эту процедуру, причем большинство из них относятся к разряду малых и средних, крупные предприятия по непонятным причинам не спешат на перерегистрацию, которая должна завершиться до конца сентября 2007 года. Те лесозаготовители, которые выписали лесорубочные билеты до 31 декабря этого года, могут продлить их в рабочем порядке. Кроме того, арендаторы должны озаботиться составлением проектов освоения арендной базы, взяв за основу имеющиеся планы рубок. Эти проекты необходимы для работы на тот переходный период, пока не отработаны положения лесохозяйственного регламента. С декабря лесохозяйственники ждут от арендаторов лесные декларации, пояснил В. Обухов. Для этого необходимо сделать заявки на отводы леса. Пока что сделано отводов на два миллиона кубометров, при том, что рубим в среднем шесть миллионов в год. По словам В.Обухова, в свет вышло постановление Правительства РК о создании лесхозов и лесничеств. Таким образом, создаются ООО, которые будут заниматься лесохозяйственной деятельностью на неарендованной территории. Также Комитет лесов РК в настоящее время занимается формированием конкурсной комиссии, и уже к концу этого года или в начале следующего будет проведен конкурс на право долгосрочной аренды согласно нового Лесного кодекса РФ. Те арендаторы, кто уже перерегистрировал договор аренды, могут отдавать неосвоенные участки в субаренду, но с согласия собственника леса - арендодателя. Комитет лесов при решении вопроса о субаренде в первую очередь пойдет на встречу тем лесозаготовителям, кто остро нуждается в участках леса. По словам В. Обухова, пока при перерегистрации лесохозяйственники не учитывают в договорах рубки промежуточного пользования и так называемые рубки обновления в спелых и перестойных лесах. Мы сядем с лесопользователем за стол переговоров и решим, какой объем этих рубок он готов сделать. И только тогда включим этот объем в расчетную лесосеку по участку.
Лесозаготовка на мели . По словам генерального директора Союза лесопромышленников Республики Коми Владимира Бондаренко, в целом по республике наметилась тенденция спада вывозки древесины. В июне этот показатель равнялся 95,3%, в июле - 85,6% к соответствующим месяцам 2006 года. Накопленный с начала года прирост объема вывозки скоро будет практически исчерпан - за 8 месяцев удалось накопить лишь 100 тысяч кубометров древесины.
По мнению В. Бондаренко, сохраняется отрицательная рентабельность лесозаготовок при относительно высоком приросте средних цен реализации лесопродукции. За первое полугодие рост цен составил 20,4%, а повышение рентабельности лесозаготовительных предприятий остается в пределах отрицательных значений - с минус 17,9% до минус 6,6% по сравнению с первым полугодием 2006 года.
Серьезная ситуация складывается на рынке обеспечения древесиной наших переработчиков. На всем Северо-Западе России обострилась конкуренция на рынке лесного сырья. Увеличивается отток древесины за пределы республики. К примеру, за весь 2006 год было вывезено 540 тысяч кубометров, а за 7 месяцев этого года - уже 370 тысяч кубометров. Лес вывозится на ЦБК Архангельской области, которые дают хорошую цену за наш лес и оплачивают транспортные расходы на расстоянии 500 километров по автодороге. Но перевозчики, транспортирующие лес на МБП СЛПК и на ЦБК соседних регионов, оказываются в неравных условиях, так как на объездной дороге близ Сыктывкара работает дорожный контроль, а в районе Куратово - Широкий Прилук его как не было, так и нет. Неравные условия стали особо ощутимыми в связи с выходом в свет изменений в Кодексе об административных правонарушениях. В частности, ужесточились штрафные санкции для перевозчиков тяжеловесных грузов - за 15-процентное отклонение от нормы по массе автопоезда или по нагрузке на ось водителю грозит штраф в полторы-две тысячи рублей, на юридическое лицо, то есть на того, кому принадлежит автомобиль, накладывается штраф от 250 до 400 тысяч рублей! Понятно, что такие суммы штрафов для убыточных лесозаготовительных предприятий смерти подобны. Что уж тут удивляться тому, что в сутки из республики уходит до тысячи кубометров леса, в котором так нуждаются наши предприятия. Ведь гораздо выгоднее везти лес в Архангельскую Область, где по дороге нет пунктов дорожного контроля. Отток древесины за пределы республики ударит по нашим бумажникам и лесопильщикам, которые из-за сокращения запасов сырья на производственных площадках встанут перед угрозой сокращения производства в период до установления стабильных морозов. Помимо всего прочего, на российском лесном рынке наблюдается ценовое противостояние, которое заключается в желании лесозаготовителей продать сырье подороже, а переработчиков - минимизировать затраты на покупку древесины. С одной стороны это нормальное явление в условиях рынка. Но экономические перекосы в ценообразовании на лес на территории нашей республики привели к тому, что большинство лесозаготовительных предприятий стали убыточными. Особенно резкий спад рентабельности предприятий лесозаготовительной подотрасли нашего региона пошел в 2005 году, продолжается он и сегодня. И даже повышение цены на сырье МБП СЛПК в первом полугодии этого года не помогло лесозаготовителям встать на ноги. В качестве выхода из кризиса часть лесозаготовителей приняла решение везти лес соседям, другая часть решила уйти в свободное плавание, наладив собственную лесопереработку, в том числе лесопиление тонкомера.
Союз лесопромышленников РК обратился к представителям руководства ОАО «МБП СЛПК» как самого крупного потребителя древесины ввести сезонное регулирование закупочных цен на балансовую древесину, чтобы стимулировать рост лесозаготовки летом-осенью. Это дало бы возможность лесорубам прогнозировать цены и создавать межсезонные запасы. Ведь зимой и себестоимость лесозаготовки ниже, а значит, и цена на лес может быть снижена. Летом и осенью у лесозаготовителей максимальные издержки производства, которые можно было отчасти компенсировать увеличением закупочной цены. Глава администрации Усть-Куломского района Сергей Каплин пояснил, что при существующих объемах лесозаготовки и сплава по району, уже в скором времени будем собирать дрова. Дошло до парадокса - в лесном районе вот-вот грянет дефицит дров, так как лесозаготовительным предприятиям - «дочкам» МБП СЛПК- запретили отпуск дров, чтобы весь лес шел в котел.
Свое мнение на круг обсуждаемых проблем высказал заместитель генерального директора ЗАО «Леском» Александр Гудырев. Он заметил, что в сложившейся ситуации жаловаться, в принципе, бесполезно, и, понимая все трудности, на предприятии приняли решение работать самостоятельно. В этом году докупили лесозаготовительные комплексы. Сегодня в наличии уже 20 харвестеров и форвардеров. Заготавливаем 700 тысяч кубометров ежегодно, две с половиной тысячи ежесуточно. Со следующего года выходим на показатель в миллион кубометров, пояснил А. Гудырев. Тормозит развитие производства принятый Лесной кодекс, который не позволяет нам дополнительно оформить в аренду лес, поэтому приходится работать на подряде на тех участках, где лес не вырубается. Отсутствие собственной арендной базы не дает развернуть строительство дорог. В этом году все же построили 50 километров дорог круглогодичного действия. Но в планах, заверил А. Гудырев, стоит полное обеспечение предприятия лесовозными дорогами. Одним из видов транспортировки древесины на нашем предприятии является железная дорога, пояснил А.Гудырев. Грузим до 600 платформ, которые идут на Котласский ЦБК, часть в Правдинск, автотранспортом поставляем лес на Монди Бизнес Пейпа СЛПК. Но если цена на балансовое сырье не изменится, то придется в конечном итоге свернуть поставки на СЛПК и везти балансы в Архангельскую область, заверил А. Гудырев. А это солидная доля лесопоставок. Это оправданный шаг чисто с экономической точки зрения. Ведь в связи с усилением весового контроля на автодорогах, увеличиваются транспортные расходы лесозаготовителей, а закупочная цена на древесину при этом стоит на месте. Откуда же взяться рентабельности?!
По мнению министра промышленности и энергетики РК Николая Герасимова, причина сырьевого кризиса кроется в дискриминационной ценовой политике комбината в отношении цен на балансовую древесину. И сегодня за всю историю развития лесопромышленного комплекса мы наиболее близки к остановке работы СЛПК для накопления необходимых запасов, заметил министр. И в этой ситуации спасительным кругом для наших лесозаготовителей стали выгодные предложения из соседних регионов, которые дают им большие деньги, помогая удерживаться лесным предприятиям республики на плаву. В такой ситуации руководство головного предприятия группы Монди должно озаботиться принятием решения в сторону повышения закупочных цен на балансы. В противном случае завтра весь лес пойдет на Котлас, а наша переработка останется на голодном пайке.
По мнению руководителя ООО «СевЛесПил» Михаила Магия, к сожалению, лесное сообщество республики плохо представляет всю серьезность ситуации, рассчитывая, что как-нибудь переживет и этот кризис. На самом деле идет катастрофическое падение лесной отрасли республики, вызванное действиями руководства комбината в течение последних пяти лет. В итоге с семи миллионов кубометров лесозаготовок мы упали до пяти. А началось с того, что в августе 2002 года цены на кубометр балансов были снижены на 100 рублей. А это почти четыре доллара США. Если умножить на три миллиона кубометров лесопотребления комбината, то экономия составит 12 миллионов долларов ежегодно. Это те деньги, которые не дополучили лесной комплекс республики в виде различных платежей, зарплаты, а муниципалитеты в виде налогов, считает М. Магий. При этом растет себестоимость лесозаготовки, растут цены на ГСМ, а цены на балансы не только не увеличиваются, а играют, что называется «в минус». Сегодня не нужно вводить механизм сезонных цен, считает М. Магий, а необходимо устанавливать регулируемые цены, которые бы были не ниже себестоимости заготовки. В противном случае ни комбинату, ни лесопильщикам не хватит леса, чтобы доработать до зимы. Кроме того, губительным для лесозаготовителей является сезонное ограничение грузоподъемности тяжеловесных машин, считает М. Магий. Это дополнительное бремя расходов для и так нерентабельных лесозаготовительных предприятий, а также для перевозчиков. Причем ни в одном регионе России такого постановления регионального правительства попросту не существует. К примеру, в Швеции и Финляндии установлены нормы длины автопоезда 25,2 метра, нагрузки на ось 12,5 тонн, хотя во всей Европе эти показатели 24 метра и 10 тонн соответственно. На мой вопрос, почему именно такие параметры были утверждены, скандинавы заявили, что так удобно лесникам, заметил М. Магий. Финны и шведы понимают, что бюджет их стран на 40-50 процентов прирастает доходами от лесного бизнеса. У нас же отношение к лесной отрасли, которая мог бы стать становым хребтом экономики республики, строится на других подходах. Вместо того, чтобы строить дороги, лесной бизнес подрубается на корню.
По словам заместителя начальника УФСИН по РК Александра Танасова, в свое время управление приняло убыточные предприятия системы М-222 с долгами в полтора миллиарда. Сегодня за семь месяцев этого года заготовили 240 тысяч кубометров древесины, на 200 миллионов рублей выпустили товарной продукции. Все семь предприятий являются прибыльными - 25 миллионов прибыли от реализации продукции. Убытки приносит только содержание ЖКХ в поселках. В ситуации переизбытка балансового сырья мы перешли на переработку древесины от 8-14 сантиметров в диаметре, пояснил А.Танасов. Для этого закуплено 10 лесопильных линий. В ход идет осина, береза. За эту лесопродукцию предлагают достойную цену. Именно благодаря переработке и поставкам балансового сырья в Архангельскую область удается работать рентабельно.
В своем выступлении на совещании руководитель департамента лесопромышленного комплекса Минпромэнерго РК Валентин Бровкин пояснил, что, если МБП СЛПК остановится, мало никому не покажется. Поэтому начинать распутывать клубок проблем необходимо с мер стабилизационного характера по повышению производительности труда дочерних лесозаготовительных предприятий МБП СЛПК, которые работают все хуже и хуже. Кроме того, если раньше предприятия не знали, куда девать излишки балансов, то сегодня многие лесозаготовители действительно всерьез берутся за лесопиление тонкомерных балансов, дабы решить проблему реализации мелкотоварного сырья. В Сыктывкаре строятся заводы по выпуску ДСП и плит OSB, которые будут работать на балансах. Есть сегодня серьезная заявка на поставку балансовой древесины для нужд ... Олимпиады - 2014 года, заметил В. Бровкин. Кировчане отказались поставлять лес в Сочи, так как в настоящее время строят лесоперерабатывающий комбинат. Тогда пришла заявка в нашу республику с предложениями о поставке от полмиллиона до миллиона кубометров балансового сырья за любые деньги. Эта древесина пойдет на изготовление экологически безопасного топлива - прессованных дров, древесных гранул. Это серьезная альтернатива применению балансов.
Безусловно, участников заседания интересовала позиция представителей руководства ОАО МБП СЛПК. Заместитель генерального директора по лесообеспечению комбината Анатолий Артеев пояснил, что на предприятии действительно сложная ситуация с сырьем, возникновение которой прогнозировалось еще в апреле этого года. В 2004-2005 годы комбинат накапливал до миллиона кубометров леса для работы в распутицу, сегодня эти объемы достигли уровня в 870 тысяч кубометров. Сегодня руководство комбината предпринимает меры по улучшению ситуации. Мы увеличили компенсируемое расстояние вывозки до 450 километров, поднимаем цену на деловую древесину, идут переговоры с руководством головного предприятия о подъеме цен на балансовую древесину. Также комбинат будет инвестировать в собственную лесозаготовку, строительство лесовозных дорог, пояснил А. Артеев. На мой взгляд, появление на рынке республики предприятий из соседних регионов, желающих покупать нашу древесину, говорит о развитии конкуренции. А это неплохо, заметил А. Артеев. Что касается введения механизма государственного регулирования цен на сырье, то это не решит проблемы. Ведь рынок в конечном счете все расставит на свои места. Фактически руководство МБП СЛПК оказалось перед выбором -либо существенно поднимать цены, либо стоять. Повышение на 10 процентов цен на сырье в 2006 году не дало эффекта, так как к тому моменту себестоимость лесозаготовок выросла на 40 процентов. По словам А. Артеева, следует признать вину комбината в том, что в республике разразился кризис в лесозаготовке. В течение пяти последних лет в ситуации переизбытка балансов держались низкие закупочные цены на них. Но при этом нельзя снимать ответственности за происходящее с исполнительной власти республики, считает А. Артеев. Ведь постановление Правительства РК о сезонном ограничении на перевозку тяжеловесных грузов и уменьшение предельных параметров автопоездов - максимальной массы и нагрузки на ось - повлекли за собой отток водителей. Сегодня только в «Эжватрансе» 150 шоферов с временными удостоверениями. Специалисты уходят в другие сферы экономики, в ту же газовую или строительную отрасли, устав от прессинга дорожников. Кроме того, ощущается острая нехватка грамотных операторов по работе на лесозаготовительных комплексах. Если не решать проблемы сегодня, то и в следующем году будет такая же ситуация, так как попросту не удастся вывезти все, что заготовлено, учитывая, что и с погодой может не повезти, как это было этой зимой.
Свой рецепт выхода из кризисной ситуации предложил президент ООО ИФГ «Новые финансовые инициативы» Анатолий Каракчиев. Суть его предложения заключается в ограничении рубки пиловочника на щепу, что у нас происходит сплошь и рядом. Хотя в былые времена это приравнивалось к действиям преступного характера. Согласно федерального законодательства реально ввести такие ограничения. И тогда целлюлозно-бумажные производства будут рубить и потреблять балансы, на которые поднимется цена, а лесопиление займется переработкой пиловочника.
В свою очередь Н.Герасимов пояснил, что жизнь республики, ее экономика неразрывно связана с деятельностью МБП СЛПК. Поэтому политика предприятия должна быть внятной и строиться на стремлении работать на перспективу, наращивать объемы производства. И в ближайшее время будет организована встреча с владельцами комбината, на которой будут озвучены вышеназванные проблемы. В частности, далее продолжать закрывать глаза на то, что пиловочник идет на производство целлюлозы Правительство республики не будет. Пересмотру должна подвергнуться закупочная политика комбината. Также будет поднят вопрос о возможном ослаблении ограничений для тяжеловесных лесовозов на зимнее время, заметил Н. Герасимов. Но сделать это в условиях ограниченного финансирования на строительство и содержание дорог достаточно сложно. Из федерального бюджета Дорожному агентству РК на 2008 год будет выделено 125 миллионов рублей плюс 300 миллионов дополнительно после визита в республику главного дорожника России О.Белозерова. Остальные расходы на приведение дорог республики в нормативное состояние лягут на плечи республиканской казны. При существующем состоянии дорог отмена весового контроля станет смертельным приговором для наших дорог.
- На мой взгляд, власть должна помогать лесному бизнесу, который играет немаловажную роль в экономике республики, - заметил Н. Герасимов. - И Правительство республики постарается максимально консолидировать усилия заинтересованных сторон в разрешении сложившейся ситуации.
Ветеран лесной отрасли, консультант ОАО «МБП СЛПК» Вячеслав Пручкин поддержал мнение министра и добавил, что государство сегодня попросту не заинтересовано в строительстве лесовозных дорог. По видимому государственные мужи не понимают выгоды от инвестиций в дорожное строительство. Ведь за одороженный лесной фонд началась бы драка. В 70-х годах прошлого века правительства Швеции и Финляндии взяли кредит на строительство магистральных дорог. За 10 лет удалось покрыть транспортной сетью эти страны. Расплачивались за кредит как из средств государственной казны, так и частных владельцев лесов. В итоге выиграли и те, и другие - доступность лесосечного фонда в Финляндии составляет 95 процентов. Западные банки готовы выдавать кредиты под государственные гарантии. Но пока инициативы по решению этой проблемы со стороны государства, региона не наблюдается.
Эх, дороги… Не решены проблемы и с железнодорожными перевозками. По-прежнему ощущается острая нехватка вагонов, что влияет на объем товарооборота, который уменьшается. Мешают стабильной работе простои на станциях Микунь, Човью, особенно в выходные дни. В результате простоев продукция скапливается, что негативно отражается на ее качестве.
По словам директора по лесообеспечению ЗАО «ЖФК» Михаила Антонова, Жешартский фанкомбинат не занимается закупом сырья балансовой группы, а закупает фанерный кряж, который неизменно появляется при лесозаготовке. С каждым годом комбинат наращивает закупки сырья из Республики Коми, но, к сожалению, увеличивать объемы удается исключительно за счет малых и средних лесозаготовительных предприятий. Поэтому сегодня комбинат готов к сотрудничеству с крупными фирмами, готов обсудить условия по самовывозу автотранспортом и железной дорогой на условиях, которые сложились сегодня на рынке фанерного сырья. Осложняют развитие бизнеса, по мнению М. Антонова, правила игры, выдвигаемые со стороны руководства ОАО «РЖД». Сегодня существует внутренне распоряжение о порядке действий по эксплуатации подвижного состава, занимающегося перевозками лесоматериалов, особенно это касается арендованного подвижного состава. Сегодня ЖФК арендует 300 единиц подвижного состава. Но неритмичная работа железнодорожников, особенно на участке Микунь - Жешарт, приводит к тому, что комбинат вынужден нести убытки. Судите сами, простои вагонов доходят до 3-4 суток. В итоге оборачиваемость вагонов у нас составляет вместо пяти рейсов два с половиной-три рейса. Этот показатель ниже, чем в 2006 году. А это все время, пояснил М.Антонов, которое работает не в интересах грузоотправителя. Из-за простоев возникают проблемы с отгрузкой. Причиной служат внутренние проблемы железнодорожников. И, прежде всего, это отсутствие тяги. По словам М.Антонова, при планировании количества вагонов к отправке приходится учитывать технические возможности станции. Кроме того, с 1 января 2008 года по новым правилам грузоотправитель должен иметь механические или электронные вагонные весы. Эта новая норма контроля за грузоподъемностью специализированных длиннобазных платформ так и не воплощена в конкретное руководство к действию со стороны руководства Северной железной дороги. Если до октября месяца не будет решения о том, что будет из себя представлять пост весового контроля грузоотправителя, то предприятиям ничего не останется как отказаться от арендованного подвижного состава. Понятно, что от этого не выиграют ни железнодорожники, ни лесной бизнес.
По словам начальника отдела грузовых перевозок Сосногорского отделения Северной железной дороги Артема Антоненко, в марте этого года было принято решение о взвешивании непакетированных лесоматериалов, перевозимых в полувагонах и универсальных платформах. Раньше взвешивали только насыпные грузы и металлолом. Но ситуация с лесоперевозками стала просто ужасающей. Только в этом году на станциях назначения, где есть вагонные весы, принадлежащие РЖД, было выявлено 14 вагонов с лесом с перегрузом сверх трафаретов. В среднем перегрузка на вагон составляет от 4 до 10 тонн. Поэтому мы вынуждены были пойти на крайние меры, заметил А.Антоненко. Что касается проблемы простоев, то действительно наблюдается рост простоев на подъездных путях под погрузкой-выгрузкой. Для грузоотправителя простои выливаются в штрафы, что повышает себестоимость продукции. И вина за простои лежит не только на железнодорожниках, но и на самих грузоотправителях. Мы постараемся совместными усилиями исправить ситуацию, заключил А. Антоненко, свести к минимуму груз взаимных нареканий. ПО словам Н.Герасимова, с одной стороны понятно, что перегрузы стали настоящей бедой железной дороги. Но необходимо найти оптимальную модель весового контроля, который не должен превращаться в оброк для представителей лесного бизнеса. На мой взгляд, железнодорожникам по силам оснастить узловые тупики базовыми весовыми пунктами контроля. Таких грузовых узлов не так уж много по республике, считает министр. Иначе самодеятельность в этом вопросе приведет к тому, что появится много ненужных пунктов весового контроля. Кроме того, никто не отменял оценочного взвешивания.
О лесных правилах. По словам руководителя Комитета лесов РК Василия Обухова, началась перерегистрация договоров аренды согласно положений Лесного кодекса РФ и нормативной базы к нему. На сегодня 15 арендаторов прошли эту процедуру, причем большинство из них относятся к разряду малых и средних, крупные предприятия по непонятным причинам не спешат на перерегистрацию, которая должна завершиться до конца сентября 2007 года. Те лесозаготовители, которые выписали лесорубочные билеты до 31 декабря этого года, могут продлить их в рабочем порядке. Кроме того, арендаторы должны озаботиться составлением проектов освоения арендной базы, взяв за основу имеющиеся планы рубок. Эти проекты необходимы для работы на тот переходный период, пока не отработаны положения лесохозяйственного регламента. С декабря лесохозяйственники ждут от арендаторов лесные декларации, пояснил В. Обухов. Для этого необходимо сделать заявки на отводы леса. Пока что сделано отводов на два миллиона кубометров, при том, что рубим в среднем шесть миллионов в год. По словам В.Обухова, в свет вышло постановление Правительства РК о создании лесхозов и лесничеств. Таким образом, создаются ООО, которые будут заниматься лесохозяйственной деятельностью на неарендованной территории. Также Комитет лесов РК в настоящее время занимается формированием конкурсной комиссии, и уже к концу этого года или в начале следующего будет проведен конкурс на право долгосрочной аренды согласно нового Лесного кодекса РФ. Те арендаторы, кто уже перерегистрировал договор аренды, могут отдавать неосвоенные участки в субаренду, но с согласия собственника леса - арендодателя. Комитет лесов при решении вопроса о субаренде в первую очередь пойдет на встречу тем лесозаготовителям, кто остро нуждается в участках леса. По словам В. Обухова, пока при перерегистрации лесохозяйственники не учитывают в договорах рубки промежуточного пользования и так называемые рубки обновления в спелых и перестойных лесах. Мы сядем с лесопользователем за стол переговоров и решим, какой объем этих рубок он готов сделать. И только тогда включим этот объем в расчетную лесосеку по участку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий